Борьбой с хищениями в ФССП будет заниматься отдельное управление

Но эксперты сомневаются в его независимости
Приставы защитят бюджет от себя/ Сергей Портер / Ведомости

Минюст просит у президента Владимира Путина разрешить создать новое, пятнадцатое, управление в штате Федеральной службы судебных приставов (ФССП). Новое подразделение должно будет следить за расходованием бюджетных средств службой, а также контролировать деньги, поступающие во временное распоряжение территориальных подразделений приставов. Проект соответствующего указа президента опубликован в понедельник, 2 октября, на портале проектов нормативных актов.

Во временное распоряжение приставы получают деньги, взысканные с должников или вырученные от продажи их имущества, следует из изданной в 2008 г. Минюстом инструкции по учету таких средств. Деньги поступают на специально открытые ФССП счета в Федеральном казначействе и должны быть перечислены взыскателям, в бюджет или другим законным получателям. Задачей нового управления в ФССП станет снижение количества совершаемых приставами преступлений с этими средствами, сказано в пояснительной записке к проекту. В 2012–2016 гг. уголовные дела по статье о присвоении и растрате (ст. 160 УК РФ) были возбуждены в отношении 380 работников службы. При этом сумма фактически взыскиваемых с должников средств ежегодно возрастает: в 2012 г. она составила больше 403 млрд руб., в 2016 г. – почти 591 млрд руб., отмечено в пояснительной записке.

Новое подразделение должно насчитывать не меньше 20 штатных единиц; статус управления ему требуется для обеспечения независимости, поясняют авторы проекта. В Министерстве юстиции, которому подчинена ФССП, есть целое управление по противодействию коррупции и работе с кадрами, напоминает председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. Внутри самой ФССП эффективную контролирующую структуру создать не удастся – она может быть только министерской, хотя и в этом случае ее независимость будет под вопросом из-за того, что Минюст и ФССП входят в единую систему: это увеличивает коррупционные риски, поясняет эксперт.