перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Новые переиздания: Grim Fandango, Fahrenheit и другая игровая классика

Георгий Биргер и Феликс Сандалов составляют список главных переизданий этого года поясняя, почему сейчас вокруг них начался бум.

Технологии
Новые переиздания: Grim Fandango, Fahrenheit и другая игровая классика

У игровых ремейков, в отличие от киношных, совсем иные функции — не попытаться осовременить классику или выжать новые проценты из старой идеи, а классику сохранить и проценты скорее дожать. Первый фактор связан с тем, что если кинопленка в любой современный формат трансформируется практически без проблем и не нужно искать телевизор 50-х годов выпуска для просмотра сериала «Я люблю Люси», то запустить оригинальный Pong 1975 года можно только с эмулятора (что не совсем легально) или с помощью ремастеринга под современные платформы. Второй фактор отчасти связан с первым: из-за постоянно сменяющихся платформ у игр понижается срок жизни, а следовательно, и прибыль с них; разработка же стоит дорого, и окупать ее приходится всеми доступными средствами — в том числе и с помощью периодического косметического улучшения с целью перепродажи.

Другой вопрос в том, что считать ремейком, а что — ремастером. Адаптация кода с одной платформы на другую — это то же самое, что перевод видео с пленки на цифру, то есть не столько переделка, сколько реставрация с целью сохранения культурного наследия. Спорный момент тут в том, насколько точно должны сохраняться все детали, сопутствующие исходникам. Детализация, текстуры и количество полигонов 3D-объектов в играх ранних поколений обусловлены исключительно тогдашним пределом возможностей, и подгонять их под современные, по идее, такая же работа, как реставрация картинки со старой пленки в HD.

Еще есть вопрос в том, зачем это делать: из-за пока что неточного статуса игр в шкале культурных ценностей есть мнение, что проще сделать что-то новое с той же механикой, чем тормошить морально устаревшие программы. Но игра — это не только механика и процесс, это еще и история, определенный мир, его атмосфера и персонажи. А когда игры начали рассказывать более сложные истории, чем «спаси принцессу», вопрос их сохранения встал еще более остро. Именно поэтому количество ремейков и ремастерингов всего, что вышло за последние 20 лет, сегодня настолько высоко, а те игры, которые выбирают для воссоздания, можно без сомнения назвать современной классикой. «Афиша» нашла 9 игр, чьи ремейки вышли или выходят на разных платформах за первую треть 2015 года, и выяснила, зачем необходимо их переиздание и кому это может быть интересно.

Borderlands: The Handsome Collection

Одна из лучших игр прошлого поколения Borderlands 2 для консолей поколения нового

Из всех новых ремейков этот — самый неотличимый от оригинала (тот вышел всего-то два года назад) и в то же время самый очевидный: популярность игры не угасает. Притом что с точки зрения рассказываемой истории Borderlands 2 порой не дотягивает даже до сериалов канала «Россия»: далекая планета Пандора, заселенная сплошь пройдохами, диктатор, искатели, убежища, черт знает что. Но в самом этом мире, независимо от сюжета, находиться весело — это, кажется, лучшая попытка создать космический вестерн со времен сериала «Светлячок». Графические улучшения в новой версии совсем незначительны, тут важнее возможность просто поиграть в любимую игру, не доставая с полки или не возвращая от племянника старый иксбокс или плейстейшен. Кажется, что это совсем немного, но люди доплачивают и куда большие деньги за айфоны нового поколения, когда старые еще не успевают толком устареть.

  • Релиз 27 марта
  • Платформа PlayStation 4, Xbox One

Oddworld: New ’n’ Tasty!

Полностью — даже слишком — переделанная сказка про мудоконов

Фотография: oddworld.com

Свое творение студия Just Add Water называет «тотальный ремейком» — и правда, New ’n’ Tasty! тянет на нечто большее, чем просто переиздание: это любовно сделанная реплика канонического антикап-платформера Oddworld: Abe’s Adventure, перенесенная в трехмерное пространство и немного разукрашенная. Последнее, впрочем, немедленно вызвало недовольство фанатов-староверов, раздосадованных тем, что мрачная разреженная атмосфера негуманного производства, эксплуатирующего рабский труд существ под названием мудоконы (собственно, в New ’n’ Tasty! вы играете за непокорного мудокона по имени Эйб), сменилась фальшивым мультяшным сиянием и игривыми спецэффектами. Для людей от вселенной Oddworld далеких эти нюансы значат куда меньше, чем не самое удобное управление, но, несмотря на мелкие недочеты, New ’n’ Tasty! является хорошим примером того, как можно оживить игру так, чтобы она не выглядела как музейный экспонат после реставрации, а могла привлечь тысячи людей, никогда не слышавших о проблемах угнетенных мудоконов.

  • Релиз 25 февраля
  • Платформа PC, OS X, Linux; март, PlayStation 3, Xbox One

Duke Nukem 3D: Megaton Edition

Главная мужская шовинистическая свинья из мира видеоигр снова на экранах

Фотография: 3D Realms

Со времени выхода Duke Nukem 3D, принесшей славу белокурому культуристу, любителю красоток и стрельбы по инопланетным гадам, прошло уже почти двадцать лет, однако Дюку, символу бессмысленной (что можно сказать о герое, чьи мотивации можно узнать, только покопавшись в меню?) жестокости и мачизма, никак не дадут уйти на пенсию. Megaton Edition — это основная кампания Duke Nukem 3D плюс три не менее старорежимных дополнения, выполненных в узнаваемом духе имбецильного веселья: например, в скабрезно названном дополнении Life’s A Beach протагониста ожидает еще больше моделей в купальниках, а фирменный удар армейским ботинком заменил каратистский пинок ногой в шлепках — такой вот юмор 1997 года. Графика, несмотря на заверения издателей о проделанной работе, оттуда же — но это стоит воспринимать как нормальную ретроманию. В конце концов, мы уже знаем, что будет с Дюком, если взяться за улучшение единожды сработавшей формулы, — см. провал долгостроя Duke Nukem Forever, оказавшегося слишком тупым и безвкусным даже для тех, кто с удовольствием отрывал исполинскому ­монстру голову, чтобы справить в нее нужду.

  • Платформа PC, OS X, Linux, PlayStation 3, PlayStation 3, PlayStation Vita

Fahrenheit

Халтурное переиздание не слишком хорошо постаревшей интерактивной истории о детях индиго

Фотография: Aspyr Media

Fahrenheit сегодня выглядит памятником раздутым амбициям: это столь же избыточный и монструозный эпик, как и все остальные творения французской студии Quantic Dream — вроде Omikron, приветствующей ошалевшего игрока песней в исполнении низкополигонального Дэвида Боуи, или интерактивного детектива Heavy Rain. Собственно, сам Fahrenheit застрял где-то между — и в этом его главный недостаток: игра умело притворяется нелинейной, но на самом деле свобода выбора мало влияет на игровой процесс, куда важнее навык скоростного нажимания на кнопки. Другой вопрос, что это один из редких случаев, когда послевкусие сильно хуже первого впечатления: в какой-то момент игре начинает стремительно не хватать рациональных объяснений происходящему, и тогда на игрока сваливается несусветный набор конспирологических штампов — прошедшему игру до конца остается только радоваться, что виноваты в загадочном убийстве в нью-йоркской забегаловке оказались не рептилоиды. Как и, например, первый «Макс Пейн», на момент выхода Fahrenheit потрясала тем, что видеоигра может быть совсем как кино, и на очевидные провалы можно было тогда закрыть глаза, сегодня же чувство неловкости превалирует, а новая версия игры может похвастаться только незначительно улучшенной графикой и поддержкой маков и айфонов.

  • Платформа PC, OS X, iOS, Linux

DmC: Definitive Edition

Второй шанс для удачного — в плане творческом, но не коммерческом — ребута известной франшизы

Фотография: Capcom

Ребут франшизы Devil May Cry разработан талантливой, но неудачливой студией Ninja Theory (их же авторства была Enslaved, блестящее переложение на современный лад китайского «Путешествия на Запад», тоже не сильно впечатлившая издателей показателями продаж). Вместо дубовой серьезности предыдущих четырех частей тут ироничный подростковый экшен про параллельный мир с ангелами и демонами и страшную корпорацию, промывающую гражданам мозги с помощью СМИ и безалкогольных напитков. Несмотря на юмор и бодрый водоворот экшена, удалось продать только 1,2 млн копий игры вместо ожидаемых двух; выпуск ее на платформах нового поколения, вероятно, поможет ситуацию исправить. Для Xbox One и PlayStation 4 подкрутили не только графику, но и добавили новые игровые режимы и чуть лучше сбалансировали старые — уже если теперь не выгорит, значит, с игрой действительно что-то не так. Или с публикой.

  • Релиз 10 марта
  • Платформа PlayStation 4, Xbox One

Homeworld Remastered Edition

Своеобразная «Гравитация» от видеоигр — монументальная стратегия о том, что космос очень большой и очень злой

Фотография: Battlestar

В 1999 году трехмерными играми уже никого было не удивить и третье измерение стало даже большей необходимостью, чем сегодня, когда пиксельное 2D — это уже ретротренд. Стратегии не были исключением, но для них 3D было лишь небольшим визуальным улучшением, возможностью рассмотреть плоскую карту с нескольких сторон. Homeworld же сделала прорыв, который за следующие 15 лет никто так толком и не повторил: здесь действительно появляется третья ось для передвижения объектов — за счет того, что земли под ногами попросту нет. В Homeworld битвы происходят в открытом космосе, а управлять приходится целой флотилией межзвездных эсминцев, крейсеров, бомбардировщиков и истребителей на фоне безумной красоты пейзажей из жизни Вселенной. Также Homeworld довольно своеобразно — слишком буквально — обращается к жанру RTS, тут это действительно стратегия в реальном времени и иные битвы затягиваются на несколько реальных часов, из которых большая часть — дзен затишья перед бурей. Повторить эту монументальную стратегию к 2015 году ни у кого толком не получилось, осталось только осовременивать: в Homeworld Remastered Edition к вопросу подошли основательно и перерисовали каждый пиксель текстур и удесятерили детализацию.

  • Релиз 25 февраля
  • Платформа PC

Grim Fandango

Нуар-шедевр Тима Шейфера снова с нами

Фотография: LucasArts Entertainment

Диковинный и залихватский квест — нечто среднее между неонуаром, черной комедией в духе «Гленгарри Глен Росс» и философской притчей о смерти в мексиканском антураже: к началу действия Grim Fandango вы уже давно мертвы, но и за гробовой доской, оказывается, честному человеку нет покоя — жулики готовы пойти на все, чтобы вырвать у праведника билет в рай первым классом и продать его более предприимчивым грешникам. Обаятельному хлыщу Мэнни Калавере по большому счету плевать на чужие невзгоды — но вскоре он сам оказывается в нехорошей передряге, да еще и влюбившись в такую же, как и он, покойницу. Главный гейм­дизайнер Grim Fandango Тим Шейфер позже признался, что в момент создания саги о мертвом туристическом агенте он был одержим идеей блестящих диалогов — и правда, такое обилие шуток и словесных игр сегодня, пожалуй, нигде и не встретишь. Переиздание отличается улучшенной прорисовкой персонажей и познавательным закадровым комментарием от создателей, из которого можно узнать, например, что образ крайне недовольного демона, ремонтирующего пневматическую почту в офисе тревел-агентства, Шейфер срисовал со знакомого сисадмина.

  • Платформа PC, OS X, Linux, PlayStation 4, PlayStation Vita

Heroes of Might and Magic III: HD Edition

Немного улучшенная и немного ухудшенная версия одной из главных пошаговых стратегий в истории

Фотография: Ubisoft

Необходимость переиздания Heroes of Might and Magic III вызывает определенные сомнения хотя бы потому, что сама игра с экранов цветных мониторов не исчезала, — дело не только в сиквелах (на подходе уже седьмая часть серии), но и в бешеной активности фанатского сообщества — на сайте Good Old Games и так без проблем можно купить оригинальную игру, работающую на современных платформах. Увы, попытка французской студии Ubisoft отреставрировать классику пошаговых стратегий вышла как минимум спорной: заявленная ручная перерисовка всех типов войск и игровых объектов носит скорее косметический характер, а вот цена HD-версии, количество прибавившихся ошибок, простирающихся от нарушений в игровом балансе до зависаний с вылетаниями, а также чудовищно неудобное управление в версии для планшетов и отсутствие многопользовательского режима для игры через интернет могут всерьез поколебать веру в людей. Возможно, недочеты исправят ближайшими обновлениями, но пока что золотой стандарт фэнтезийной стратегии выглядит изрядно потускневшим — не столько по вине времени (могут ли устареть шахматы?), сколько из-за неаккуратного обращения.

  • Платформа PC, OS X, iOS

Resident Evil HD Remaster

Страх и мутанты в секретном исследовательском центре: начало

Фотография: Capcom Production Studio

Сегодня вселенная Resident Evil насчитывает несколько десятков различных произведений: игры, фильмы, 3D-мультфильмы, книги — а началось все отсюда. Сюжетно Resident Evil с самого начала выстраивала сложную и запутанную мифологию, следить за которой получается только у самых упертых фанатов (к последней на данный момент шестой части проследить за всеми перипетиями уже настолько сложно, что легче просто стрелять в монстров и не думать о плохом). Ремейки первой и второй части (одна уже вышла, вторая — вроде как в планах на этот год) могут помочь немногим желающим во всем разобраться. По геймплею же RE первой заявила жанр хоррора на выживание, который позже куда ловчее развила серия Silent Hill: вся суть тут в том, что нужно бродить в полутьме по пустым локациям, отбиваться от редких, но пугающих до остановки сердца выпрыгивающих мутантов и копить тяжелый арсенал до встречи с боссом. В целом Resident Evil игра из тех, что постарели не очень хорошо, но работа по омоложению тем не менее проделана отличная: и по картинке, и по темпу на современный лад ее удалось перенести довольно ловко, и пусть и история тут не самая великая, зато камерная атмосфера, утерянная в поздних эпизодах франшизы, тут довольно-таки захватывающая. Жаль только, что не сохранили сыгранную живыми актерами заставку: она была настолько нелепой, что сегодня вызывает лишь теплые ностальгические чувства.

  • Платформа PC, PlayStation 3, PlayStation 4, Xbox 360, Xbox One
Ошибка в тексте
Отправить