Онлайн-журнал о шоу-бизнесе России, новости звезд, кино и телевидения

5 причин пересмотреть сериал «Граница: Таежный роман»

0

28 мая Россия отмечает День пограничника. О границе и ее защитниках снято много фильмов, но тот, о котором мы вспомним сегодня – особенный. И, хотя снят он почти 15 лет назад, мы нашли весомые поводы пересмотреть его и рекомендовать зрителям

Нетривиальный сюжет


Советско-китайские пограничные конфликты — тема в отечественном кино почти не затронутая. Об этом периоде молчали в СССР и не проявляли интереса к ней в современной России. В этом смысле сериал «Граница. Таёжный роман» уже выделяется, хотя, конечно, сама политическая линия здесь все же вторична, и похожий сюжет вполне можно было бы себе представить где-нибудь в другом конце нашей страны.

Итак, мы видим на экране 70-е годы, один из участков границы СССР и Китая, где стоит маленький гарнизон: пограничники, их семьи и гражданские сотрудники. Женщины и мужчины, жены, мужья, друзья, любовники.  У каждого — своя история, своя судьба, своя любовь. Общее одно — все они попали сюда однажды по долгу службы и остались надолго.

В центре внимания судьбы трех офицерских жен: Марины Голощекиной, Гали Жгут и Альбины Ворон. Они помогают друг другу устоять в этом совершено не женском мире, где у каждого мужчины есть пистолет! А это значит, что любовь и опасность идут здесь рука об руку.

Финал фильма гениален. Выверен до мельчайших деталей. 
«Как хорошо заживем мы через двадцать лет!», — говорит Иван. Напомню, он — военный, Марина — врач. А через двадцать лет будет 1990 год…

Демобилизованный с простреленной коленкой Леша, беременная Галя… Хрупкая, нездешняя Альбина, сбежавшая с благородным алкоголиком Глинским — с ними-то что будет?

Герои и не герои


Марина Голощекина — медсестра. Милая, очаровательная, добрая женщина, которая никогда в жизни не любила. Замуж вышла потому, что просто не смогла противостоять жесткому напору со стороны ухаживающего за ней Никиты. А так же потому, что «так надо». Когда она встретила Ивана, вся ее уравновешенность и спокойствие как будто испарились. Она почувствовала вкус любви, узнала, что значит вдохнуть полной грудью и жить. Жить по-настоящему. Да, она совсем забыла о муже, с которым прожила достаточно долгое время, который любил ее, и сама бросилась в объятия другого. Но разве нам всегда хочется думать о счастье других, когда мы очень счастливы сами?

Никита Голощекин. Сильный, жесткий (даже жестокий), ироничный, циничный, волевой человек, офицер. Очень любит свою жену Марину, но эта любовь приобрела характер собственничества. Он считает жену своей вещью, думает, что его женщина должна принадлежать только ему, безраздельно отдаться и подчиняться. В целом, Никита отрицательный персонаж, однако и его становится жалко, ведь по сути он — несчастный человек.

Галина и Алексей Жгуты. Смешная, милая пара нежно любящих друг друга людей. Мне кажется, из всех семейных пар только они и любят друг друга по-настоящему. Галина — сильная, решительная женщина, готовая на все ради своего мужа. Алексей — в противовес жене — слабохарактерный, пьющий, азартный человек. Однако все его недостатки с лихвой покрываются нежной любовью к жене и добрым сердцем.



Альбина Ворон. Странная, утонченная женщина, которую тяготит жизнь в глубинке с нелюбимым, даже ненавистным мужем. Когда она встречает Вадима Глинского, свою родственную душу, она просто расцветает. Оказывается, что любимому человеку она готова и варить борщ, и стирать носки. И «благородная кровь» здесь совсем не при чем.



Если вы еще не решили: стоит ли по жизни мстить за измену, будь она дружеская или того хуже — семейная, фильм покажет, чем это может закончиться. 

 

Александр Митта – имя, как бренд

Еще одним обстоятельством, обратившим на себя внимание, стало то, что сериал снял Александр Митта — мэтр, ничего не снимавший до этого целых 10 (!) лет.

Казалось бы, в центре старый добрый любовный треугольник и еще парочка хрестоматийных семейных историй. Почти невозможно не опуститься до латиноамериканских страстей. Но Митта — режиссер, которому в советские годы всегда удавалось и угадать, чего хочет зритель, и не жертвовать ради этого художественной ценностью. И, создавая для «Границы», казалось бы, традиционные архетипы — матерого волчару капитана Никиту Голощекина, которому красавица-жена изменяет с наивным романтиком лейтенантом Иваном Столбовым, он вносит в них такие полутона, что хищник может оказаться симпатичнее жертвы, а диалоги не скатываются в бытовую тривиальность. 


Ну и, конечно, гораздо интереснее его жены Марины (Ольга Будина), выглядит персонаж Галины Жгут (Елена Панова) — экспрессивной девушки с железной хваткой, вынужденной решать все проблемы за любимого, но никчемного супруга (Михаил Ефремов).

Вспомните остросюжетную линию, посвященную ее приключениям в поезде: по сути, она стала отдельным фильмом, даже интереснее всего остального, что есть в сериале.


Особо хочется отметить то, как Митта выстроил по важности тему личных отношений и исторических событий. Конечно, зрителя в первую очередь погрузят в страсти человеческие, а вопрос противостояния с китайцами и странных будней советской жизни будет волновать его куда меньше. Но и вопросы контрабанды, провокаций на границе не пройдут незамеченными. А все дело в том, что герои грамотно вплетены и в эту сюжетную канву и проявляют свои качества.

В кульминации сериала вообще противостояние политическое интересно сплетется с противостоянием личным. 



Надо сказать, что Митта снял в хорошем смысле очень «русское» кино, внеся в него едва ли не все черты характера русского человека. Тут тебе и юмор, и сентиментальность, и броски из крайности в крайность, и наша традиционная неспособность донести стакан с водой, не расплескав по дороге половину, и прочие-прочие тонкости.

Актеры, которых мы любим


Молодой Марат Башаров, с все той же широкой улыбкой простого русского парня, ждущий встречи со своей любимой, улыбается нам из кадра. Красавец. Подходящая кандидатура для роли третьего угла этого злополучного треугольника. Отличное яблоко раздора. Убедителен в своей страстности и пылкости, потому что молод и зелен. Но, разве это плохо?



Ольга Будина — девушка с удивительно пронзительными глазами. Такие испуганные и в тоже время любящие глаза у нее на протяжении всего фильма — словами не передать — нужно видеть. Красивая женщина, яркая, в такую можно влюбиться без памяти. 



Алексей Гуськов. Сыграть бесчестного поддонка — задача вообще не из легких, но не для Гуськова. То ли типаж у него такой… Совершенен в качестве морального и физического убийцы.



Факты и фразы из фильма

— А если он обманет? Что будешь делать? Сгоришь

— Сгорю, сгорю. Но зато вспыхну!

Исполнители главных ролей Алексей Гуськов, Ольга Будина, Марат Башаров, Елена Панова и Рената Литвинова получили за этот фильм Государственную премию Российской Федерации.

—    и моя жена, и её мой лучший друг…

Проигравшийся преступникам пожилой мужчина в поезде — это режиссер сериала Александр Митта.

— Не хотите по-человечески, будет по-моему.

Загрузка...