Онлайн-журнал о шоу-бизнесе России, новости звезд, кино и телевидения

Самые выдающиеся фильмы-призеры «Кинотавра»

0

С 1 по 8 июня в Сочи состоится 25-й юбилейный фестиваль «Кинотавр». В этом году за главный приз будут состязаться 14 фильмов. Ну а мы в преддверии киносмотра хотели бы вспомнить лучшие фильмы-победители фестиваля с момента его основания.

1. Самый трагический фильм: «Сукины дети», 1991, гран-при в категории «Кино для всех»


В 1991 году, когда «Кинотавр» еще только начинал свою работу, все участвовавшие в кинофестивале фильмы делились на две категории: «Кино для всех» и «Кино для избранных». В дальнейшем от такого разделения было решено отказаться. Но в тот год в первой номинации победил фильм Леонида Филатова «Сукины дети». Картина «для всех» была основана на реальной истории: в 1984 году за антиправительственные высказывания был лишен гражданства СССР и отстранен от должности руководитель театра на Таганке Юрий Любимов. И Леонид Филатов – поэт, писатель и актер, много лет проработавший в этом театре, –  не мог остаться равнодушным. Сначала он пишет пьесу «Сукины дети», в которой выводит Юрия Любимого под именем Георгия Рябинина, а потом снимает одноименный фильм, сюжет которого перекликается и с пьесой, и с реальной историей. Герои фильмы, как и актеры театра, узнав о том, что их руководителя отстранили от должности и лишили гражданства, забыли былые обиды и распри и все как один бросились защищать свои права и творческую свободу. Фильм закончился трагически – смертью одного из протестующих. На съемочной площадке картины тоже произошла трагедия – Леонид Филатов перенес инсульт.

Сукины дети
Кадр из фильма "Сукины дети"

2. Самый романтичный фильм: «Анкор, еще анкор», 1993 год, гран-при в категории «Большой конкурс»


Такие фильмы, как «Верность», «Военно-полевой роман», «Анкор, еще анкор!», могли быть созданы только человеком, прошедшим войну, перенесшим все ее тяготы. Знавший о ней не понаслышке, Петр Тодоровский создавал картины, которым верили зрители и поклонялись критики. Драма «Анкор, еще анкор!», помимо гран-при «Кинотавра», получила «Нику» за лучший игровой фильм, приз за лучший сценарий на Всемирном в Токио и приз V Всероссийского фестиваля «Созвездие-93». Действие фильма происходит после окончания Великой Отечественной войны (в конце 1945 или в начале 1946 года) в маленьком заснеженном гарнизоне. Командир полка полковник Виноградов (Валентин Гафт) живет с медсестрой Любой (Ирина Розанова), не разведясь с женой Тамарой (Лариса Малеванная). Люба влюбляется в молодого лейтенанта Володю Полетаева (Евгений Миронов) и встречается с ним на квартире капитана Крюкова (Сергей Никоненко), договорившись с его женой Аней (Елена Яковлева). Вскоре об этом узнает полковник…

Анкор, еще анкор Валентин Гафт
Кадр из фильма "Анкор, еще анкор" Фото: Russian Look

3. Самый народный фильм: «Особенности национальной охоты», 1995, гран-при в категории «Большое конкурс»

В 90-х троица Булдаков, Бычков и Хаапасало был такими же популярными, как, в свое время, Никулин, Вицин и Моргунов. А причиной тому стал фильм «Особенности национальной охоты» и его не менее знаменитые продолжения. Сюжет этого фильма сегодня знают все: молодой финн уговаривает своего русского друга помочь ему поучаствовать в настоящей русской охоте, дабы познакомиться с нравами и привычками русских охотников. До боли знакомые нам бесконечные застолья с последующими приключениями, насыщенными крепким запахом водки, непрестанно удивляют и поражают финна, но все же, сопоставляя традиции исторического прошлого со своеобразием настоящего, он не жалеет о потерянном времени. Фильм стал действительно народным: его герои полюбились зрителям, их цитаты разошлись в народ, а Кузьмич в исполнении Виктора Бычкова стал настоящим национальным героем: была даже выпущена в продажу водка с изображением актера на этикетке. Четыре разных сорта: «На рыбалку», «На охоту», «На зимнюю рыбалку» и «В гости». «Роль Кузьмича я считаю самой важной в своей актерской карьере, – говорит актер. – Хотя проблем он мне доставил… Помню, как по прошествии многих лет после выхо-да «Особенностей…» я играл главную роль в спектакле «Левша». Выхожу на сцену, и вдруг по залу проносится громкий шепот: «О! Кузьмич!» — и раздается дружный смех. Полтора часа я работал на пределе возможностей, чтобы все забыли про Кузьмича и видели перед собой не выпивоху-егеря, а только актера Бычкова».

Особенности национальной охоты
Кадр из фильма "Особенности национальной охоты"

4. Самый голливудский фильм: «Кавказский пленник», 1996 год, гран-при в категории «Большой конкурс»


В основу фильма Сергея Бодрова-старшего положен одноименный рассказ Льва Толстого. Действие картины происходит в 1990-е годы во время первой Чеченской войны (на самом деле это авторская параллель на войну в Чечне в XIX веке). Двое российских военнослужащих Саня и Иван попадают в плен к Абдул-Мурату, жителю горного аула. Сын Абдул-Мурата тоже в плену и отец хочет организовать обмен. Между тем дочь Абдул-Мурата Дина привязывается к пленнику… Бодров-младший был так хорош в роли новобранца Ивана Жилина, попавшего на Кавказ, что жюри фестиваля было вынуждено разделить приз за лучшую мужскую роль между знаменитым Олегом Меньшиковым и непрофессионалом Бодровым. Картину оценили не только у нас, но и в Голливуде – она была номинирован на «Оскар» как «Лучший фильм на иностранном языке».

Кавказский пленник Олег Меньшиков Сергей Бодров мл
Кадр из фильма "Кавказский пленник" Фото: Russian Look

5. Самый культовый фильм: «Брат», 1997, гран-при в категории «Большой конкурс»

Крепкий парень Данила (Сергей Бодров-младший) вернулся с одной из региональных войн в родной провинциальный городок, но скучная жизнь ему не по нутру, и он под нажимом матери отправляется в Петербург, где обитает его старший брат Виктор (Виктор Сухоруков). Данила нашел брата. Но все оказалось не так просто –  брат был наемным убийцей… После показа картины имя Данила стало одним из самых популярных в России – им стали массово

называть детей. Фильм стремительно разошелся на цитаты, многие из которых прочно вошли в нашу жизнь. «Данилу Багрова я создавал не как героя, а как некую альтернативную единицу — кто-то считает, что он герой, кто-то утверждает, что антигерой, – сказал однажды Алексей Балабанов. – Это зритель из него сделал героя, не я. Просто Сергей Бодров-младший – очень талантливый человек, его полюбили и сделали героем. Ему безоговорочно веришь, потому что он предельно искренен. Ему поверила практически вся страна, и, если бы фильм «Брат» был с другим артистом, это было бы не то …». Даниле Багрову долго не могли простить слова: «Не брат ты мне, гнида черножопая» — и актеру даже приходилось за нее часто извиняться. Кстати, Бодров-младший долго не мог произнести эти слова, ужасно мучился. Балабанов еле убедил Сергея, что это нужно сделать. «Ну называют так в народе людей кавказской национальности, – говорил режиссер. – Почему я должен в фильме этого не показывать, если это правда?»

Сергей Бодров-младший Бодров Брат
Кадр из фильма "Брат" Фото: Архивы пресс-служб


6. Самый мистический фильм: «Лунный папа», 2000, «Золотая роза» в категории «Основной конкурс».


Далеко-далеко, в одной жаркой восточной стране, на берегу моря, в шумном и пестром поселке жила девушка Мамлакат. Она очень любила своего отца и несчастного брата, потерявшего на войне рассудок. Но больше всего на свете она любила театр. Ей казалось, что актеры – самые необыкновенные люди на свете. Однажды, лунной ночью, она встретила отца своего будущего ребенка –  он назвался актером заезжего театра. И вот Мамлакат беременна, ее отец и брат в отчаянии. Чтобы избежать позора, все семейство отправляется на поиски незадачливого «лунного» папаши. Эта красивая, добрая, душевная картина стала третьей серьезной ролью Чулпан Хаматовой, увидевшей съемки этого фильма… во сне. «Часто бывает так: я вижу сон, забываю о нем, а потом его сюжет разыгрывается в жизни, – говорит актриса. – Однажды мне приснилась война в Таджикистане. Я вспомнила об этом, когда во время съемок фильма «Лунный папа» начались настоящие военные действия… Мы вынуждены были бежать сначала в Ташкент, а потом дальше. Все наши перемещения я видела раньше – во сне».

Лунный папа
Кадр из фильма "Лунный папа"

7. Самый молодежный фильм: «Сестры», 2001 год, Гран-при в категории «Конкурс дебютантов».

Идея сценария возникла у Сергея Бодрова после истории о двух казахских девочках, рассказанной отцом. Случайно вспомнив о ней позже, Бодров за две недели написал сценарий к будущему фильму. Когда было объявлено о наборе на роли главных героинь, к «Ленфильму» выстроилась огромная очередь из желающих: Сергей Бодров лично отбирал исполнительниц, просматривая по 300 кандидаток в день. Пытаясь подобрать нужный характер, Сергей часто задавал нестандартные и личные вопросы вроде «Тебя когда-нибудь предавали?» Но каким бы долгим ни был кастинг, он

закончился. Главную роль в картине исполнили Катя Горина и Оксана Окиньшина. Для обеих девочек фильм стал первой работой в кино. «После «Сестер» меня стали узнавать, но ни короны на голове не появилось, ни звездной болезнью я не заболела, – вспоминает Окиньшина. – Мне так кажется, во всяком случае. Думаю, причина в том, что с того времени и по сей день вокруг меня только взрослые состоявшиеся люди. И я среди них далеко не лучшая – не самая талантливая, не самая умная. «Сестры» действительно поделили мою жизнь на до и после. Сразу сменилось окружение, появились новые друзья – актеры, режиссеры, операторы, – среди которых мне было хорошо и спокойно, как дома. Я воспринимала их всех и, конечно же, Сережу Бодрова как своих приемных родителей. Слушала, буквально раскрыв рот, умных, образованных людей, питалась их энергетикой. При этом меня никто не поучал – вот что было самым важным! Мне здорово с ними повезло, это однозначно».

Сестры
Кадр из фильма "Сестры"


8. Самый драматический фильм: «Нежный возраст», 2001 год, «Золотая роза» в категории «Основной конкурс»


Фильм Серегея Соловьева «Нежный возраст» – история взросления одного конкретного человека в условиях новой рыночно-мафиозной общественной жизни, история его любви к дочери друзей его родителей, которая становится известной парижской топ-моделью, нежные и трогательные взаимоотношения с которой проходят через всю жизнь героя, от самого раннего детства до сегодняшних дней, спасают и формируют эту жизнь… История основана на реальных судьбах и фактах. В главной роли Ивана снялся сын режиссера – Дмитрий Соловьев, который уже взрослым рассказал отцу обо всем том, о чем рассказывает этот фильм.  Реализуя замысел своего сына, названного в честь героя-подростка Мити Лопухина из картины «Сто дней после детства», Соловьев фактически воплотил на экране современную эпоху тех, кому исполнилось 25 лет в 2000 году.

Нежный возраст
Кадр из фильма "Нежный возраст"

9. Самый страшный фильм: «Война», 2002, «Золотая роза» в номинации «Основной конкурс»


«Это не Брат 3, это Война» – говорил Алексей Балабанов о фильме, в котором героя Сергея Бодрова-младшего зовут не Данила Багров, а капитан Медведев. Действия фильма разворачиваются во время Второй чеченской войны. Полевой командир Аслан Гугаев отпускает троих пленников – двух русских солдат сержанта Ивана Ермакова и рядового Кулика – потому что они не контрактники, а призывники. И англичанина Джона Бойла –  потому что он должен собрать два миллиона фунтов стерлингов и привезти деньги Гугаеву в качестве выкупа за свою невесту Маргарет. Маргарет остается у Аслана. Так же, как и капитан российской армии Медведев… За отведенные ему два месяца Джон не находит нужную сумму и не находит поддержки у британских властей, зато, вернувшись в Россию, находит Ваню Ермакова, живущего в Тобольске. Джон и Ваня опять едут в Чечню. Чтобы освободить английскую девушку Маргарет и русского капитана Медведева…

Война
Кадр из фильма "Война"

10. Самый исторический фильм: «Водитель для Веры», 2004 год, «Золотая роза» в категории «Основной конкурс».

Сценарий этого фильма режиссер Павел Чухрай написал сам, а на главные роли пригласил Игоря Петренко и Алену Бабенко. Надо отметить, что подбором актеров режиссер занимался очень кропотливо. «На роль водителя пробовались несколько очень хороших актеров, – рассказал режиссер. – Но Игорь, помимо того, что он профессиональный актер, обладает еще какой-то особенной мужской притягательностью, а она чрезвычайно важна для этой роли». Алена сыграла генеральскую дочь, которая страдает хромотой, а Игорь – сержанта Виктора, нанятого ее отцом в качестве личного водителя. Фильм снимали в Севастополе и в его окрестностях: поселке Алсу и поселке Каче, а последние дни съемок проходили в Москве, в штабе Московского военного округа и у Спасских ворот Кремля. Несмотря на то, что

действие фильма происходит в относительно недавние 1960-е годы, «Водителя для Веры» можно смело называть исторической постановкой. По словам художника-постановщика Ольги Кравчени, реквизита 60-х годов почти не сохранилось, и для его поиска в ход пошли все возможные средства – даже объявления по местному севастопольскому радио. В течение нескольких месяцев собиралась разнообразная домашняя утварь и мебель для обстановки зажиточного дома генерала. Дачу семейства Серовых художникам пришлось переделывать не только внутри, но и снаружи. Ведь не только сам дом, но и его двор должны были полностью соответствовать оформлению дач высокопоставленных чиновников тех лет. И к этой задаче художники подошли со всей скрупулезностью. Вместо прежнего, пришедшего в негодность асфальта, был насыпан гравий. А специально приглашенные дизайнеры разбили перед домом клумбы. Причем цветы для этих клумб разыскивали в радиусе 100 км вокруг Севастополя. Сшить гардероб героев из современных тканей было невозможно — одежда выглядела бы совсем иначе. Художникам пришлось разыскивать подходящие ситцы и в Москве, и в Иванове, и в Крыму. Настоящим спасением для костюмеров стали «блошиные» рынки.

Водитель для Веры Игорь Петренко Алена Бабенко
Кадр из фильма "Водитель для Веры" Фото: Наше Кино

Загрузка...