Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+4°
Boom metrics
Звезды20 мая 2014 19:00

Богач, бедняк

Братья Дарденны представили в Каннах свой худший фильм на сегодняшний день, а «40-летний девственник» Стив Карелл, наоборот, отличился лучшей драматической ролью
Марион Котийяр в картине "Два дня и одна ночь"

Марион Котийяр в картине "Два дня и одна ночь"

Дважды лауреаты каннского золота братья Дарденны отказались от объема и глубины своих социальных притч и сняли принципиально "бедное кино", обратившись, наконец, к ортодоксальному соцреализму. В их осознанно плоском, схематичном и монотонном повествовании "Два дня и одна ночь" лауреатка "Оскара" Марион Котийяр изображает фабричную работницу на грани нервного срыва и увольнения. Спасти ее может только секретное голосование коллег по цеху: они должны выбрать между ею и небольшим, но приятным бонусом в тысячу евро. Надо ли говорить, что лишенные всякой пролетарской солидарности бельгийские рабочие инстинктивно склоняются в сторону денег?

Одетая по рабоче-крестьянски, с выглядывающим лифчиком, Котийяр последовательно обходит дюжину своих коллег с призывом добровольно отказаться от бонуса. Те относятся по-разному к ее захватывающему предложению, но за реакциями этих лишенных всяких личностных черт персонажей следить не сказать, чтобы было особенно интересно. "По-моему, это ремейк советского фильма "Премия", - сказал я коллеге Льву Карахану. "Нет, это по мотивам другого - "Мы, нижеподписавшиеся"!" - отвечал он. "Фиг с ними, с Дарденнами, но Микаэляна не трожь!" - возразил на это Вадим Рутковский.

Действительно, по поводу указанных произведений отечественного соцреализма, снятых по пьесам Александра Гельмана, можно говорить что угодно, но диалоги в них были богаче, мотивировки наличествовали, а персонажи выглядели живыми людьми. Всего этого не скажешь о вероятно, худшем на сегодняшний день фильме Дарденнов с участием неинтересных, одноклеточных людей-функций. Содержание картины исчерпывается предсказуемым моралите, никаких проекций (кроме творчества упомянутого Сергея Микаэляна) не возникает, задуматься по окончании не о чем. Если именно это входило в творческую задачу братьев, разоблачивших собственный метод, то можно их поздравить с большим успехом.

Неизбежные ассоциации с нехудшими образцами отечественного кино рождает и еще один фильм конкурсной программы, "Foxcatcher" Беннета Миллера - ему так и тянет дать название картины Миндадзе и Абдрашитова "Охота на лис".

В центре истории, «основанной на реальных событиях», - эксцентричный миллиардер Джон дю Понт, вообразивший себя тренером по реслингу и решивший укрепить победный дух Америки. Одинокий фрик, предпочитающий, чтобы его называли Орел, а Золотой орел еще лучше, приглашает к себе в имение прозябающего в нищете олимпийского чемпиона Марка Шульца (убедительный в роли не блещущего большим умом спортсмена Ченнинг Татум), где принимается готовить его к будущим победам - главным образом, при помощи кокаина и денежных чеков. Когда в процесс олимпийской подготовки вмешивается старший брат Марка и его ролевая модель Дэйв (Марк Руффало), амбициям и понтам дю Понта приходится потесниться, к чему он, разумеется, не привык.

Отношения между мужчинами обостряется, трагический финал близок. Комический артист Стив Карелл, играющий миллиардера при помощи накладного носа (сравнимого по оскароносности с тем, что украсил Николь Кидман в картине "Часы") и недюжинных талантов блистательного характерного актера, создает впечатляющий образ последнего наследника могущественной капиталистической империи - деградирующего и саморазложившегося. Благодаря богатству актерской и режиссерской выделки его вовсе не хочется сравнивать с карикатурными образами «денежных мешков» советской кинопропаганды. «Охотник на лис» принадлежит совершенно другой традиции, являясь сатирическим продолжением галереи таких образов, как гражданин Кейн или великий Гэтсби. Все эти сверхбогачи имели в жизни гораздо больше, чем надо, но не имели самого главного. Все возводили вокруг себя иллюзорные миры, все погибали под их обломками.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Взрыв мозга Стас ТЫРКИН На Каннском фестивале начали, наконец, показывать хорошее кино - Аличе Рорвахер и Дэвида Кроненберга. Наряду с курьезным фильмом Томми Ли Джонса «Местный» (The Homesman) – устаревшим лет на 60 вестерном о 40-летней девственнице Хилари Свонк, повесившейся сразу после первого секса с Томми Ли Джонсом во время транспортировки трех помешанных женщин к всеобщей заступнице Мэрил Стрип — в каннском конкурсе встречаются и актуальные произведения молодых кинематографистов (читайте далее)

Взрыв мозга

Стас ТЫРКИН

На Каннском фестивале начали, наконец, показывать хорошее кино - Аличе Рорвахер и Дэвида Кроненберга.