Минтранс попросил отменить льготу по НДС для аэропортов

Это позволит аэропортам возмещать НДС, который выставляют им контрагенты. Но инициативе сопротивляется Минфин
Аэропорты хотят избавиться от ненужной льготы / Сергей Фадеичев/ ТАСС

В 2018–2021 гг. при отмене льготы по НДС на аэропортовые услуги бюджет потеряет около 29 млрд руб. (их возместят аэропортам); зато рост налогооблагаемой базы аэропортов принесет дополнительно 5,8 млрд руб. налога на прибыль, еще дополнительные 2 млрд руб. принесут налоги от роста пассажиропотока и 35,4 млрд руб. – налоги от развития смежных отраслей. Об этом говорится в письме замминистра транспорта Валерия Окулова в Министерство финансов от 26 сентября. «Ведомости» ознакомились с копией документа, его подтвердил федеральный чиновник. Окулов ссылается на научную работу, выполненную Научно-исследовательским финансовым институтом (НИФИ, подведомственен Минфину), и просит согласовать отмену льготы, так как кумулятивный положительный эффект для бюджета составит 14,2 млрд руб. за четыре года.

По Налоговому кодексу аэропортовые услуги для авиакомпаний не облагаются НДС. Так как нет исходящего НДС, то аэропорты не могут возмещать и входящий НДС, который выставляют им поставщики услуг. Особенно серьезные потери несут аэропорты, которые инвестируют в строительство новых терминалов. «Аэропорты в среднем ежегодно теряют 8 млрд руб. невозмещенного НДС. Из-за этой квазильготы у нас себестоимость в среднем на 5% выше, а инвестиции на 15% дороже, чем в других отраслях», – объяснял Евгений Чудновский, гендиректор холдинга «Аэропорты регионов» и президент Международной ассоциации аэропортов (МАА).

«Научную работу НИФИ выполнил по нашему заказу. Минфин приводил аргумент, что положительный эффект виртуальный, не просчитанный, а потери бюджета реальны и ощутимы – что без расчетов согласовать не могут. Рассчитываем, что теперь Минфин поддержит соответствующие поправки в Налоговый кодекс», – говорит гендиректор МАА Сергей Никотин. По оценкам IATA, каждый доллар, вложенный в аэропортовую инфраструктуру, приносит $3,5 инвестиций в связанные отрасли – торговлю, строительство, туризм, поясняет он.

Возможность отменить льготу для аэропортов обсуждалась в правительстве еще год назад, но решение так и не было принято. Минфин затягивает согласование, выдвигая бессодержательные замечания, есть опасения, что это произойдет снова, вздыхает топ-менеджер крупного аэропорта. Минтранс и аэропорты просят установить для международных рейсов ставку НДС на аэропортовые услуги 0% (чтобы не снижать конкурентоспособность российских авиакомпаний, так как иностранцы НДС не платят), для внутренних – 18%. «Из текста поправок неясно, какую ставку надо применять при обслуживании судна, которое прилетело международным рейсом, а дальше выполняет внутренний», – писал в августе замминистра финансов Илья Трунин в Минтранс. Статус рейса определяется исключительно пунктом назначения и отправления, а не в зависимости от того, тем же или иным судном он выполняется, разъяснял Окулов в сентябре.

Крупнейшие стройки

«Домодедово» достраивает сегмент Т2 терминала за 32,3 млрд руб. и паркинг за 38 млн евро. «Шереметьево» достраивает терминал В, тоннель между терминалами и грузовой комплекс за 45 млрд руб. в сумме. «Аэропорты регионов» достраивают аэропорт «Платов» под Ростовом-на-Дону за 18 млрд руб. и начали строить новый аэропорт под Саратовом за 7,5 млрд руб.

Представитель Минфина не ответил на вопрос, какова позиция министерства по поводу отмены льготы. «Минтрансом сформированы предложения по данному вопросу и направлены на согласование в Минэкономразвития и Минфин», – сказал представитель Минтранса. Представитель НИФИ говорит, что исследование еще не завершено, а расчеты о дополнительных налогах от развития авиатранспортной и смежных отраслей требуют публичного обсуждения.

«Невозможность возмещать НДС ведет к его включению в себестоимость услуг аэропорта, это бремя в итоге перекладывает на конечного потребителя, т. е. пассажира. Отмена льготы обеспечит единообразие цепочки налогообложения, и пассажир освободится от бремени по компенсации расходов «входящего», но невозмещаемого аэропортам НДС», – говорит представитель «Домодедово». Представители «Внуково» и «Шереметьево» на запрос не ответили.

Раньше против отмены льготы аэропортам и установления нулевой ставки выступали авиакомпании. «Конкретный перечень подпадающих под льготу услуг не прописан, поэтому примерно с половины услуг аэропорты платят НДС – авиакомпании его засчитывают и возмещают из бюджета. При нулевой ставке для аэропортов авиакомпаниям принимать к зачету и возмещать будет нечего и далеко не факт, что аэропорты, каждый из которых – естественная монополия, снизят цены на свои услуги», – объяснял топ-менеджер крупной авиакомпании. Авиационную отрасль удалось убедить в необходимости отменить льготу, уверяет топ-менеджер крупного аэропорта. Представители «Аэрофлота» и S7 на запросы не ответили.