Москва потратит на стройки 2 трлн рублей

Столице нужно обезопасить бюджет от притязаний Минфина, считают эксперты
По словам Собянина, всего расходы на программу реновации в 2017–2020 гг. составят 400 млрд руб. Это позволит построить 2,7 млн кв. м жилья и более 140 объектов социальной инфраструктуры/ Андрей Гордеев/ Ведомости

Мэр Сергей Собянин утвердил адресную инвестиционную программу Москвы (АИП) на 2017–2020 гг. С учетом 2017 г. московские власти планируют потратить на городское строительство 2 трлн руб., следует из проекта АИП («Ведомости» ознакомились с документом). Львиная доля расходов приходится на программу «Развитие транспортной системы г. Москвы» – 1,43 трлн руб., это более двух третей всей АИП.

Свыше половины этих средств пойдет на строительство метро – 760 млрд руб. Это одна из главных программ команды Собянина – изначально инвестиции в нее оценивались в 1 трлн руб., а по ее завершении в 2020 г. протяженность метрополитена должна увеличиться в 1,5 раза. Затраты города на метро в новой АИП несколько выросли: например, в предыдущей версии документа в 2017 г. Москва собиралась потратить 157 млрд руб., в новой заложено 182 млрд; на 2018 г. закладывали 176,5 млрд руб., сейчас – 194,6 млрд.

Программа развития Московского метрополитена продлена до 2025 г., информирует заммэра Москвы Марат Хуснуллин. По его словам, в новой АИП заложены деньги на проектирование и строительство дополнительных линий метро и депо: «Улица Новаторов» – «Столбово», «Улица Новаторов» – «Севастопольский проспект», станция «Беломорская» (между «Речным вокзалом» и «Ховрино»), депо «Сокол» и депо «Саларьево». Кроме того, город приступает к разработке документации для строительства метро до Внуково, до Троицка, до пос. Северного, до Рублево-Архангельского и до станции Десна. Они могут появиться после 2021 г., протяженность новых веток метро составит 43,3 км (18 станций), говорит Хуснуллин. Также предусмотрено строительство технологической части 55 транспортно-пересадочных узлов на станциях метро.

Инвестиции в строительство автодорог практически не изменились: около 150 млрд руб. ежегодно (всего в 2017–2020 гг. – 601 млрд руб.). По словам Хуснуллина, темпы строительства дорог останутся прежними – примерно по 100 км каждый год. В 2018 г. он обещает завершить основные работы на Северо-Западной и Северо-Восточной хордах.

Впервые отдельной строкой в АИП включена программа реновации: на строительство жилья, в том числе под реновацию, заложено 105,2 млрд руб., указано в проекте.

Но основная часть инвестиций в программу реновации пойдет через субсидии Московскому фонду реновации жилой застройки.

По словам Собянина, всего расходы на программу реновации в 2017–2020 гг. составят 400 млрд руб. Это позволит построить 2,7 млн кв. м жилья и более 140 объектов социальной инфраструктуры.

В целом по инвестиционной программе Москва построит 600 новых объектов. На ее исполнение московские власти намерены направить в 2017–2020 гг. четверть общей суммы расходов городского бюджета, сообщила руководитель городского департамента финансов Елена Зяббарова. Проект закона «О бюджете г. Москвы на 2018 г. и плановый период 2019 и 2020 гг.» также одобрен на заседании правительства Москвы. Доходы города в 2018 г. составят 2,1 трлн руб. (расходы – 2,3 трлн), в 2019 г. – 2,2 трлн (2,34 трлн), в 2020 г. – 2,3 трлн (2,49 трлн).

«Москва – это регион, у которого фантастическими темпами растут доходы, прежде всего благодаря росту налога на прибыль (плюс 25% в первом полугодии)», – комментирует экономист Наталья Зубаревич, главный научный сотрудник Центра анализа доходов и уровня жизни Высшей школы экономики. Например, 20 сентября Мосгордума внесла изменения в закон Москвы о бюджете, увеличив доходную часть в 2017 г. на 238,4 млрд руб. «Поскольку у федерального бюджета дефицит в прошлом году – 3 трлн руб., у Минфина есть большое желание перераспределить часть налога на прибыль из богатого региона (1 процентный пункт уже отобрали, это около 30 млрд руб.). Поэтому Москва должна много и политически грамотно тратить», – объясняет Зубаревич. Капитальные расходы Москвы традиционно составляют четверть расходов бюджета, город и увеличивает их пропорционально росту бюджета, а наращивать социальные расходы опасно, заключает она.