Банки избавляются от валютных вкладчиков

С начала апреля четверть крупных банков снизили ставки вкладов в долларах и евро
Доход от валютных вложений скоро можно будет разглядеть лишь в лупу
Доход от валютных вложений скоро можно будет разглядеть лишь в лупу / Е. Разумный / Ведомости

Наступление апреля банки отметили новой волной снижения доходности валютных вкладов. Только за первые семь дней месяца как минимум восемь из топ-30 розничных банков снизили ставки депозитов в валюте, в частности Альфа-банк, Бинбанк, «МДМ банк», Промсвязьбанк. В среднем снижение ставок составляло 0,25–0,5 процентного пункта. Всего за последние полгода большинство крупных банков снизили доходность валютных вложений в среднем на четверть.

Самые высокие ставки в евро на рынке на уровне 3,5–4% предлагают несколько мелких банков, а из топ-50 только ожидающий докапитализации от «Ростеха» Новикомбанк начисляет 3,5% при размещении от 150 000 евро на 367 дней.

Теперь ставки валютных вкладов в них редко достигают 3% годовых.

Максимальные ставки розничных вкладов на застрахованную сумму в топ-50 банков не превышают 3,6% годовых в долларах и 3% в евро (см. таблицу на стр. 09). Для VIP-клиентов и состоятельных граждан условия вложений лучше. Сейчас на рынке одни из самых высоких ставок вкладов в долларах предлагает Россельхозбанк (РСХБ): 4,05–4,1% годовых для тех, кто размещает не менее $50 000 на три или четыре года. А при размещении более $3 млн на 1095 дней РСХБ готов платить 4,4% годовых.

Ставки по депозитам в валюте уже находятся на минимальном за последние годы уровне, констатирует замдиректора центра макроэкономического прогнозирования и инвестиционной стратегии Бинбанка Наталия Шилова.

Надежда на худшее

Впрочем, это еще не дно. Банкиры говорят, что снижение валютных ставок в ближайшие месяцы продолжится. Несколько крупных банков вскоре снизят ставки вкладов в валюте, признались их представители. В ближайшие месяцы снижение ставок в валюте в среднем по рынку составит 0,2–0,3 п. п., ожидает Шилова. А до конца года ставки по валютным вкладам снизятся, скорее всего, на 0,25–0,5 п. п., добавляет директор департамента стратегии и маркетинга «СМП банка» Алексей Илющенко.

Ставки падают и будут падать, потому что валюта банкам особо не нужна, объясняют банкиры. По словам вице-президента «ВТБ 24» Ашота Симоняна, сейчас на рынке избыток ликвидности, особенно валютной. «За последние годы у банков накопилась достаточная валютная база, способствовали этому в том числе колебания курса рубля, которые повышали интерес вкладчиков к валютным депозитам. Найти качественных заемщиков для выдачи валютных кредитов сейчас непросто», – объясняет Шилова.

«Большинство розничных банков не выдают кредиты в валюте. Кроме того, у них и их корпоративных клиентов практически нет необходимости рефинансировать западные кредиты», – добавляет директор департамента депозитов и комиссионных продуктов «Ренессанс кредита» Галина Уткина.

В качестве весомого фактора для дальнейшего снижения валютных ставок Илющенко и Шилова называют действия ЦБ, «направленные на дедолларизацию экономики». «В частности, вероятно, с мая с 1 до 1,1 будет повышен коэффициент риска по кредитам в иностранной валюте, выдаваемым юрлицам, и по вложениям в долговые инструменты в иностранной валюте», – напоминает Илющенко. Это не может не отразиться на ставках по валютным депозитам, делают вывод банкиры.

Улучшения условий валютных вкладов стоит ждать лишь при оживлении кредитования в валюте, считают банкиры. По их словам, это может произойти, например, если подорожает нефть: рубль укрепится, увеличится количество импортных операций, а вкладчики на фоне укрепления рубля начнут частично отказываться от валютных вкладов.

Доход от валютных вложений скоро можно будет разглядеть лишь в лупу

Альтернативные вложения

Пока же об устойчивом укреплении рубля речи не идет, граждане вряд ли станут сокращать долю валютных сбережений, полагают банкиры.

Альтернативных вариантов валютных вложений с фиксированным доходом, которые могут с успехом заменить низкодоходные валютные депозиты, для розничных вкладчиков, похоже, не много.

Например, суммы сверх 1,5 млн руб. с привязкой к курсу валюты можно разместить в некоторых микрофинансовых организациях (МФО). Так, сейчас компания «Домашние деньги» привлекает суммы от 2 млн руб. с привязкой к доллару под 8–12% годовых, с привязкой к евро – под 7–11%. А ставки валютных продуктов для инвесторов в МФО «Быстроденьги» составляют 11–13% годовых в долларах и евро.

Другой реальный вариант альтернативных валютных вложений – еврооблигации российских и зарубежных эмитентов – годится только состоятельным людям, поскольку минимальный лот на международных торговых площадках начинается от $100 000–200 000, а запущенные в прошлом году торги некоторыми еврооблигациями для инвесторов с небольшими средствами (от $1000) на Московской бирже пока не стали достаточно ликвидными. Кроме того, текущая доходность евробондов надежных российских эмитентов («Россия 18», «Лукойл», Альфа-банк, «Евраз») с погашением или офертой через 1–2 года практически не отличается от ставок валютных вкладов – 2,4–4,1% годовых.

Также можно вкладывать небольшие деньги в биржевые или паевые фонды валютных облигаций через биржевых брокеров либо непосредственно в управляющей компании ПИФа, но срок таких вложений и доход договором не фиксированы, а инвестор неизбежно столкнется с дополнительными издержками на управление фондами (0,5–5% от суммы вложений в год в зависимости от типа фонда).

Кроме того, все перечисленные альтернативные вложения с привязкой к валюте имеют общий недостаток по сравнению с валютным вкладом: инвестору придется платить налог с дохода не только в виде процентов или купона, но и с прироста рублевой стоимости самого актива за весь срок вложений. Ставка налога – 13% с дохода физического лица или 6% с выручки, если инвестор действует как индивидуальный предприниматель.

Так что выгода от таких вложений по сравнению с валютным банковским вкладом даже с минимальной ставкой неочевидна.

При высокой волатильности валют даже высокая ставка вклада влияет на конечный результат вложений существенно меньше, чем динамика курса.