Фото: Flickr
То, как Генри Форд, американский автомобильный магнат, обращался со своим сыном Эдселом, не поддавалось объяснениям. Он взял сына на работу – и стал отменять его распоряжения, увольнять его работников. Генри Форду казалось, что постоянным давлением он закалит волю сына, но тот в конце концов вообще перестал принимать решения. Когда у Эдсела нашли рак, Генри не верил, что сын при смерти, и передал ему письмо со словами: «Восстанови здоровье, сотрудничая с Генри Фордом!». Он шел за гробом Эдсела и растерянно твердил: «Ничего не поделаешь, нужно больше работать…»
Уж что-что, а работать Генри Форд умел. В 1903 году он основал компанию по производству автомобилей собственной конструкции — Ford Motor Company. В течение первого же года было продано 1708 автомобилей, что свидетельствовало о несомненном успехе. В дальнейшем компания Форда стремительно развивалась, благодаря своевременному внедрению новых технических решений и новаторских принципов организации производства. Уже в 1918 году автомобили Форда составляли половину всех произведенных в Америке автомашин. В своей книге «Моя жизнь, мои достижения» Форд писал, что «лучше направить все силы на усовершенствование уже имеющейся хорошей идеи, вместо того чтобы гнаться за другими, новыми. Не стоит разбрасываться — одной идеи вполне достаточно для работы». Первый и основной принцип его работы звучал так:
Принцип №1: «Мы постоянно меняем методы нашего производства — вот причина его дешевизны»
В то время как большинство промышленников охотнее решались на изменение в продуктах, чем в методах их производства, Форд пользовался обратным приемом. «Это, конечно, не значит, что никогда не надо вносить изменения в сам продукт. Я только считаю более правильным лишь тогда браться за производство, когда вы абсолютно уверены в том, что назначение, внешний вид продукта и материал соответствуют желаемым. Если такой уверенности нет, то следует спокойно продолжать изыскания».
Генри Форд © Фото: Public Domain
Принцип №2: «Нужно добиваться, чтобы покупатель постоянно удивлялся, как можно за такую низкую цену давать столь высокое качество»
В своей автобиографии Генри Форд отмечает равнодушие предпринимателей начала XX века к потребностям покупателей: «Продукт изготавливался не ради тех услуг, которые он оказывал людям, а лишь для того, чтобы заработать побольше денег. Удовлетворял ли он покупателя, это было уже второстепенным делом». Генри Форд напротив с самого первого дня ставил качество своей продукции превыше всего: «Моя цель состояла в том, чтобы производить с минимальными затратами материалов и человеческой силы и продавать по минимальным ценам, стараясь выиграть за счет объема продаж». В результате соотношение «цена — качество» обеспечило компании широкий сбыт.
Принцип №3: «Тот, кто приобрел наш автомобиль, имел в моих глазах право на пользование им как можно дольше. Поэтому, если случалась поломка, нашей обязанностью было позаботиться о том, чтобы экипаж как можно скорее был опять исправен»
Производители автомобилей в начале ХХ века мало интересовались судьбой своей продукции после продажи. Если автомобиль требовал ремонта — это было проблемой владельца. Промышленники стремились продавать ему отдельные части как можно дороже. Форд первым решился на нововведение, которое говорило бы в пользу его автомобилей: послепродажное обслуживание. Эта услуга стала решающим фактором его успеха.
Принцип №4: «Если 12 000 служащих сберегут каждый ежедневно по 10 шагов, то получится экономия пространства и силы в 50 миль»
В поисках снижения издержек производства Форд обратил внимание на то, что рабочий тратил больше времени на поиск и доставку материала и инструментов, чем на работу. Он понял, что необходимо доставлять работу к рабочим, а не наоборот. Форд сформулировал два принципа: никогда не заставлять рабочего делать больше одного шага и никогда не допускать, чтобы ему приходилось при работе наклоняться вперед или в стороны. Таким образом появилась знаменитая система конвейерной сборки.
Принцип №5: «Если вы требуете от кого-то, чтобы он отдал свое время и энергию для дела, то позаботьтесь о том, чтобы он не испытывал финансовых затруднений»
После внедрения конвейерного производства Форд первым среди промышленников установил на своем предприятии шестидневную рабочую неделю, повысил зарплату до 5 долларов в день (в два раза больше, чем средняя по отрасли!) и сократил рабочий день до восьми часов. Решение оказалось прибыльным: текучесть кадров была преодолена, и лучшие рабочие начали концентрироваться на предприятии Форда. В результате повысилась производительность труда и сократились расходы на обучение кадров.
Генри Форд с сыном Эдселом у V8 Ford (1936) © Фото: Youthpaper
Об остальных принципах работы, а также о секретах семьи Генри Форда мы узнаете из его книги «Моя жизнь, мои достижения» всего за 15 минут, подписавшись на краткие версии книг.