«Дочка» Toyota будет выпускать грузовики в Химках

Это позволит Hino претендовать на господдержку
Hino будет собирать в Химках 2000 грузовиков в год / Toshiyuki Aizawa/ Bloomberg

Производство мало- и среднетоннажных грузовиков Hino начнется в середине 2019 г., мощность завода составит 2000 машин в год. Об этом 9 октября сообщило правительство Московской области. Производство стоимостью около 1 млрд руб. разместится в Химках. Проект будет реализовывать компания «Хино моторс сэйлс» (дистрибутор Hino в России), принадлежащая японским Hino Motors, Mitsui & Co.

«Мы решили построить завод именно в Московской области – регионе, обладающем самым большим спросом на грузовики, имеющем также высококвалифицированный персонал», – заявил исполнительный вице-президент Hino Motors, Ltd Сатору Мори, чьи слова приводятся в сообщении правительства региона. Выбор места также связан с близостью федеральной трассы и аэропорта «Шереметьево», добавил он.

Кого поддержит государство

Основные варианты допуска автопроизводителей к федеральным программам поддержки – наличие соглашения о промсборке (новые уже не заключаются) и специального инвестиционного контракта. Такой контракт (под выпуск ключевого узла, например двигателя) хочет подписать Isuzu, чтобы сохранить в перспективе допуск к господдержке, говорил «Ведомостям» гендиректор «Исузу рус» Фабрис Горлье. Компания Hino, а также «Хино моторс сэйлс» не обсуждают с Фондом развития промышленности (оператор инвестконтрактов) возможности заключения такого контракта, сказал представитель фонда. На первом этапе грузовики Hino в России будут выпускаться крупноузловым способом, поэтому компания рассчитывает на региональные льготы и пока не претендует на специнвестконтракт, поясняет источник, знакомый с параметрами проекта.

На российском заводе Hino будут собирать мало- и среднетоннажные грузовики массой 3,5, 7,5, 12 и 18 т.

Исторически в сегменте среднетоннажных грузовиков в России доминировали два игрока – ГАЗ и ЗиЛ, но ЗиЛ ушел с рынка «и ниша грузовиков полной массой 8–12 т, на основе которой производилось огромное количество муниципальной, дорожной, ремонтной спецтехники, опустела и за последние годы была заполнена зарубежными производителями», говорил ранее «Ведомостям» представитель группы ГАЗ – лидера рынка в данном сегменте.

Hino думала о российском заводе несколько лет. В 2013 г. директор по продажам и развитию «Хино моторс сэйлс» Юрий Зорин рассказывал «Ведомостям», что решение будет принято, когда продажи достигнут 5000 машин в год, ориентировочно в 2016 г. Но начался кризис, и в прошлом году продажи Hino упали до 751 грузовика – почти вдвое по сравнению с 2015 г., по данным «Автостата».

Hino Motors, Ltd

Автопроизводитель
Акционеры: Toyota Motor (50,1%), в свободном обращении – 44,8% акций.
Капитализация – $7 млрд.
Финансовые показатели (за финансовый год, закончившийся 31 марта 2017 г.):
Ввыручка – 1,68 трлн иен ($15,6 млрд),
Чистая прибыль – 49,4 млрд иен ($453,8 млн).
Продажи (за финансовый год, закончившийся 31 марта 2017 г.) – 171 847 грузовиков и автобусов,
144 313 автомобилей под брендом Toyota.

Но в этом году тренд изменился: по прогнозу «Автостата», в 2017 г. продажи среднетоннажных грузовиков вырастут на 8%, рост продолжится и в 2018–2019 гг. Организация производства в России сделает продукцию Hino более конкурентоспособной, комментирует начальник отдела аналитики «Автостата» Андрей Топтун. Это позволит снизить расходы, связанные с уплатой ввозных пошлин, а также получить допуск к господдержке, поясняет он. Это могут быть госпрограммы стимулирования рынка и федеральные субсидии, сопоставимые с расходами по утилизационному сбору, рассуждает эксперт. Господдержкой пользуется, например, один из основных конкурентов марки – Isuzu, у которой есть завод в Ульяновской области. Сейчас эта марка по продажам находится на 2-м месте в России после ГАЗа.

По словам Сатору Мори, производство планируется запустить при поддержке Московской области. При вложении 1–3 млрд руб. инвестор получает сниженную на 4,5% ставку по налогу на прибыль, льготную ставку налога на имущество (0–1,5%) сроком на пять лет и проч., сказано на сайте Корпорации развития Московской области.

По словам заместителя председателя правительства Московской области – министра инвестиций и инноваций Московской области Дениса Буцаева (его слова приводятся в сообщении), завод будет построен в том числе для экспорта и при необходимости может быть расширен.