В России может начаться производство узбекских автомобилей Ravon, конкурирующих с Lada

Чиновники предлагают наладить их выпуск на законсервированном заводе GM в Санкт-Петербурге
Поставки Ravon в Россию начались в прошлом году / Андрей Гордеев/ Ведомости

Совместное предприятие (СП) GM Uzbekistan хочет организовать сборочное производство в России, рассказал заместитель премьер-министра Узбекистана Нодир Отажонов (его слова приводит sputniknews-uz.com). «Ведутся переговоры по организации промышленной сборки автомобилей GM Uzbekistan в Самарской и Ленинградской области», – уточнил он, но конкретные рассматриваемые площадки, возможный модельный ряд и другие детали не пояснил. По его словам, вопросы возможного выпуска машин в России детально обсуждались с министром промышленности и торговли Денисом Мантуровым. Мантуров сказал, что министерство допускает возможность подписания с GM Uzbekistan специнвестконтракта (доступ к господдержке и гарантия неухудшения налоговых условий в обмен на инвестиции. – «Ведомости»), аналогичные преференции российские власти ожидают и для российских производителей в Узбекистане. На дополнительные вопросы представитель Минпромторга России не ответил. Параметры пока обсуждаются, пояснил он. То же самое сказал и представитель GM Uzbekistan. Российской стороной предложено рассмотреть завод GM в Санкт-Петербурге, говорится в сообщении Минпромторга. Его мощность – 98 000 машин в год, с 2015 г. он законсервирован. С тех пор ситуация на предприятии не изменилась, планов по расконсервации нет, говорит представитель GM. Руководитель комитета по промышленности и инновациям Санкт-Петербурга Максим Мейксин сказал, что обращений с предложением о сборке моделей, выпускаемых GM Uzbekistan, не было. Но город готов рассмотреть это предложение, добавил он. Никаких переговоров, даже предварительных, с правительством Ленинградской области компания не ведет, сообщил его представитель. Представитель минэкономразвития Узбекистана на вопросы не ответил.

В GM Uzbekistan у американского автоконцерна – 25%, у местной компании «Узавтосаноат» – 75%. Компания выпускает 10 моделей под брендами Chevrolet и Ravon на трех площадках в Узбекистане суммарной проектной мощностью 300 000 шт. в год. Ravon в том числе поставляется в Россию. По итогам восьми месяцев 2017 г. на российском рынке было продано 7739 таких автомобилей (рост в 25 раз), рыночная доля составила 0,8%, гласят данные АЕБ. Поставки автомобилей Ravon в Россию начались год назад, но поначалу были неритмичными и нормализовались только весной 2017 г., говорит топ-менеджер одной из дилерских компаний марки. Сейчас продажи вышли на оптимальные объемы – примерно 1500 шт. в месяц, отмечает он. В России продается четыре модели Ravon, о планах расширения списка компания не сообщала, говорит он. Основными конкурентами дилер считает автомобили Lada. Для сравнения: Ravon предлагаются по цене от 469 000 руб., Lada – от 389 900 руб. Но по средневзвешенной цене узбекская марка выигрывает у российской (см. график). О возможной локализации выпуска Ravon в России дилер не слышал.

Топ-5 самых доступных автомобильных марок

Скорее всего, это будет производство полного цикла, со сваркой и окраской, считает сотрудник одного из российских автоконцернов. Минпромторг не пойдет на подписание специального инвестконтракта для крупноузловой сборки, поясняет он. Учитывая, что у компании один из акционеров – GM, было бы логично задействовать в России свободные мощности американского автоконцерна, думает собеседник. Это ускорит процесс запуска производства и позволит в том числе сэкономить на окраске. Об этом говорит и аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Организация производства в России поможет компании увеличить продажи на местном рынке, отмечает он. «Марка работает в бюджетном сегменте, где стоимость является очень важным фактором. А локализация, господдержка, отсутствие необходимости платить ввозные пошлины позволят компании снизить цены», – рассуждает Беспалов. Поможет проекту и возобновившийся в 2017 г. рост российского рынка, добавляет он.