PwC ухудшила долгосрочный прогноз российского рынка легковых машин

Но улучшила прогноз продаж автобусов, грузовиков и LCV, продажи которых растут второй год подряд
Российский рынок легковых автомобилей в долгосрочной перспективе будет расти медленнее, чем ожидалось ранее, а продажи коммерческих автомобилей – быстрее, считает PwC/ М. Стулов/ Ведомости

В 2017 г. российский рынок легковых автомобилей, падавший в 2013–2016 гг., вырастет на 7% до 1,4 млн машин, а в 2021 г. достигнет 1,88 млн шт., по оценке консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers (PwC). По сравнению с предыдущим, февральским, исследованием прогноз на текущий год сохранился. Долгосрочные же ожидания ухудшились – ранее эксперты PwC предполагали, что в 2021 г. рынок составит 2,18 млн.

Для сравнения: эксперты Frost & Sullivan считают, что в 2023 г. рынок достигнет только 1,6 млн шт. BCG прогнозирует, что продажи достигнут 1,9 млн шт. уже к 2020 г.

Причины ухудшения прогноза представитель PwC не пояснил. «В базовом сценарии при экономической волатильности и нестабильности курса, а также отказе от программ господдержки уже в 2018 г. рынку будет очень тяжело демонстрировать рост ввиду низкой покупательной способности населения», – пояснял в июле свою позицию консультант-аналитик Frost & Sullivan Иван Кондратенко.

Государство стимулирует продажи автомобилей с помощью нескольких программ, включая обновление парка, льготное автокредитование, льготный лизинг, госзакупки и проч. В 2016 г. на стимулирование спроса было направлено 56,7 млрд руб., в 2017 г. – 54,9 млрд руб. Господдержка будет постепенно сворачиваться, трансформироваться, тем не менее рынок легковых машин продолжит расти и к 2021 г. может достигнуть 2 млн шт., считает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Помогут отложенный спрос и необходимость обновления парка на фоне роста экономики, поясняет он.

Продажи коммерческих автомобилей растут в России уже второй год подряд, и на этом фоне PwC улучшила свои прогнозы по этому рынку. Ранее эксперты компании считали, что рынок легких коммерческих автомобилей (LCV) в 2017 г. вырастет до 97 000, теперь – до 107 000 шт. по базовому сценарию. По грузовикам и автобусам ситуация аналогичная: оценка продаж в текущем году улучшена с 56 000 и 11 200 шт. до 66 000 и 13 100 шт. соответственно. Улучшила компания и свои долгосрочные прогнозы. Например, если в феврале PwC предполагала, что российский рынок LCV в 2021 г. достигнет 109 000 шт., то по актуальному прогнозу – уже 138 000 шт. Продажам этой техники помогают господдержка и восстановление малого и среднего бизнеса, поясняется в исследовании.

«Камаз» пересмотрел прогноз по российскому рынку грузовиков на текущий год – он будет лучше на 10–15%, чем компания предполагала в декабре 2016 г. (48 000–55 000 машин), говорит представитель предприятия. По его словам, долгосрочный прогноз пока не менялся: в 2025 г. рынок будет в пределах 120 000–135 000 грузовиков. Сейчас помогает отложенный спрос на грузовики премиум-класса, оживление отдельных секторов экономики (сельское хозяйство, строительство, перевозки и проч.), а также господдержка, но уже не так явно, как это было в 2016 г., замечает он.

Экономика России растет и это напрямую сказывается на продажах коммерческих автомобилей, комментирует Беспалов. Деловая активность восстанавливается быстрее, чем покупательная способность, поэтому динамика роста продаж коммерческих машин лучше, чем в сегменте легковых автомобилей, где двузначный рост наблюдается лишь три месяца подряд, замечает он.